В наш век современных информационных технологий и рекламы корпорации и средний бизнес тратит достаточные деньги на то, как будет выглядеть их бренд. Какой канал связи и коммуникаций он будет использовать? Каким образом он будет манипулировать общественным мнением?

Мы все понимаем, что агитационная кампания отличается от стандартных методов воздействия на «потребителя». И многие приемы никаким образом не связаны с «визуалкой» Но, увы, реальность такова, что мы вынуждены играть на чужом поле. Вам необходимо стать и чувствовать себя не просто политтехнологом, а бренд менеджером, если вы хотите использовать все возможности и каналы связи с избирателем.  Вам придется «расталкивать» бренды. Расчищать территорию для себя.  В шахматы играют по правилам шахмат, не смотря что на этой доске можно и в «чапаева» сыграть.

В среднестатистическом городе предвыборный плакат или иная агитационная графика соседствует с объявлением ногтевого сервиса или сауны. Человек не выделяет политику в особую сферу своей жизни, поэтому рекламная продукция кандидата конкурирует с рекламой стоковой, неполитической. Потребность «выделяться», найти свою нишу остается здесь главной. Не претендуя на единую истину  политтехнологи должны отказываться от клише, классических решений, необходимо использовать современные западные тенденции дизайна, отслеживать и «забирать» фишки из рекламы крупных игроков, играть со шрифтами, стилями, цветами. Все остальное — серота, ногтевые сервисы и рядом кандидат КПРФ с такими же решениями, который не только не вызывает рефлексии, а не привлекает внимание вовсе.

Ответьте себе на вопрос: А чем ваш клиент отличается от товара? И чем вы отличаетесь от обычного рекламного агента? Да, возможно политтехнолог имеет более широкую квалификацию и мыслить должен иначе. Но все же. Пора становиться немного маркетологом. У вас есть товар и вам необходимо его продать. Именно эта позиция позволяет открыть новое видение этой проблемы. Вполне очевидно, что для формирования восприятия бренда времени отпущенного для агитационной кампании маловато. Но опыт показывает, что использование различных коммуникационных приемов и верной стратегии дает вполне ощутимый результат.

Обратите внимание, как много информации вливается в вас, когда вы едете на работу. Вывески, тумбы, реклама эскорт услуг в подъезде. И так уж исторически сложилось, что ваш кандидат будет размещен именно на этих площадях. И вы вынуждены выделяться с вашей кампанией среди этих многослойных рекламных объявлений с предложением купить виагру, «мужа на часок» и так далее.

Именно эти объявления человек видит каждый день в подъезде, на остановке. И основная проблема современного рекламного рынка – это уверенно формирующаяся баннерная слепота у потребителя. Такова природа человека — отсекать все лишнее. С каждым разом приходится придумывать разные способы вытащить потребителя из этого оптического коридора.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Обратите внимание, сколько времени вы тратите на то, что бы «считать» информацию с объявления. Я думаю вы потратите менее секунды. Посему необходимо использовать минимум информации граничащий с абсурдом. Правило  про 3 точки внимания все знают, я думаю.

Важно, что вы пишите на плакатах, как вы выбираете слоганы. Где вы размещаете свои агитационные материалы, что может соседствовать с ними.

Перебирайте возможные и невозможные варианты слоганов и позиции.

Пытайтесь сами их перековеркать и найти в них изъяны. И как бы вы не старались переиначить слоган, вас все равно исказят и перековеркают.

 

ЗАБУДЬТЕ ПРО ФОКУС ГРУППЫ!

По поводу фокус групп двоякое мнение. Перефразируя Генри Форда можно сказать, что если бы он использовал фокус группы, все бы до сих пор ездили на гужевых повозках. Фокус группа, возможно, дает понять будущую реакцию потребителя, но, на наш взгляд, полностью на нее полагаться нельзя. В фокус группе люди оценивают по требованию. В реальной жизни такого практически не бывает. И то, на что обратила бы внимание группа, она никогда не обратит внимание в реальной ситуации. Фокус группы лишь дополнительный способ тестирования идеи. На который стоит полагаться не больше чем на астрологические предсказания.

Реально хороший дизайн стоит денег. Реально хороших денег. Плакат — это послание. Через плакаты и ролики вы несете электорату какую-то определенную мысль, послание. Вы не можете вести диалог, вы повествуете исключительно визуальный монолог. На самом деле визуальная коммуникация составляет существенную долю успешности бренда. И то, как будет выглядеть ваш «бренд» (читай кандидат) зависит многое.

 

КАК ЖИТЬ ТЕПЕРЬ?

Что отличает хороший дизайн от плохого? Мы собрали некоторые особо важные позиции, которые помогут нам разобраться в этом вопросе.

Хорошая композиция. На эту тему существует множество книг, материалов. Информация легко доступна. И чем больше читаешь литературы на этот счет, тем больше понимаешь, что все это на уровне ощущений и ты не читаешь, а чувствуешь ее. Даже начинаешь верить, что золотое сечение, это просто миф. Кстати, по моему, оно так и есть. Кстати некоторыми приемами композиции можно добавить не малый эмоциональный вес вашим макетам.

Адекватная типографика. Очень важно использовать адекватные шрифты. И желательно не из набора 300 000 шрифтов на одном диске. Кстати, Гельветика из этой коллекции очень даже хороша. Каждый шрифт имеет свое назначение, настроение и область, где можно ее применять. На эту тему тоже тонна информации в сети. От себя скажу, что лучше использовать рубленые шрифты. Они лучше приковывают к себе внимание. Легко читаются и отлично подходят для коротких текстов. Шрифты с засечками, и художественные лучше не использовать. С засечками используются для больших текстов. Рукописные можно, только если их использование обосновано. Для общего развития можете глянуть книгу Эмиля Рудера «Типографика». Читать не совсем занятно, но иллюстрации посмотреть полезно. Учитывая что эта книга написана в послевоенные годы и с этого времени в принципах хорошей типографики ничего не поменялось, а длина брюк менялась не один раз…

Чувство цвета. Во-первых есть понятие цветового контраста. Не пишите красными буквами на синем фоне. Или наоборот. Чем контрастнее ваша картинка, чем больше диапазон в тенях, тем лучше. Обращайте внимание на это. Получив макет, попросите дизайнера перевести его в ЧБ. Вы увидите много интересного. Не исключено, что много информации потеряется. Обращайте внимание на это. До 8-ми процентов мужчин страдают разной формой дальтонизма. И это проблема. Это не говорит, что если вы этим страдаете (или ваш дизайнер) то ваша кампания обречена на провал. Нет. Отнюдь. Мастер цветокоррекции по фамилии Маргулис. (Нет, это не тот Маргулис) научил полного дальтоника делать цветокор. По числам. Человек просто запомнил какой числовой параметр у разных представителей человеческой расы. К примеру из нашей кампании. После того как разместили агитационный банер с ЛОМом, люди которые его видели, оценивали цвет. Он заведомо предрасполагал к доверию. И это оценивалось не фокус группой. Невоспитанный дизайнер не будет лезть в расширенную таблицу цветов и будет использовать исключительно локальные цвета. Обычный синий, красный, желтый. А только монитор может воспроизвести 16 млн оттенков. Задумайтесь над этим. Ведь локальные цвета можно без зазрения совести использовать только при производстве детских игрушек. Они максимально упрощают восприятие. Делают его поверхностным. Как «легкоусваиваемые» книги. Проглотил легко, но не оставило следа в голове.

Хорошая ретушь. Это проблема. Чистить человека или нет? Добавить ему брутальности, сделав его Стетхэмом или «замылить» как большинство свадебных современных фотографий? Если клиент – женщина, здесь сложно. Возрастные изменения не дают плюса к эстетике, да и кинувшись подтягивать и натягивать все что можно в графическом редакторе, вы рискуете выбрать Джоли по одномандатному округу… Но явно не вашего клиента. Вообще женщинам свойственно приукрашивать себя. Это нужно понять и простить. И выдержать меру. Если же клиент мужчина, то тут не стоит многое убирать. Морщины – признак возраста и опыта. Тут и ежу понятно. Мешки под глазами, лишние родинки нужно убрать. Но с мешками нужно быть аккуратнее. Иначе клиент становится похож на жертву неопытного пластического хирурга. Так же текстура кожи всегда должна присутствовать на лице. Обратите внимание на глянцевые журналы. Как бы идеально не выглядела бы модель на ней все равно можно увидеть поры, волосинки… А «перемыленые» лица напоминают музей мадам Тюссо.

Насмотренность дизайнера. Тут сложнее. Очень много значит, сколько дизайнер смотрит и откуда черпает свой визуальный багаж. Вы тут даже проверить, наверное, не сможете. Потому что как минимум, насмотренность у вас намного ниже чем у него. Да и аккаунт на Behance —  не показатель квалификации. Но об этом все равно стоит помнить. Вообще с дизайнером нужно разговаривать. И понять, как он относится к своей работе. Если он не «метает бисер» и реально понимает, какие задачи вы выполняете, то это есть хорошо. Ну и есть риск взять востребованного дизайнера и уже на половине проекта понять, что он из-за своей востребованности попросту не успевает.

Идеальная модель: идейный вдохновитель, разработчик фирм.стиля и элементов; 1, 2 дизайнера-профессионала, верстающий объем продукции и АПМ с пониманием, но на основе.

 

Идея. Подача. Выбор визуальной стратегии. Принцип вторичных ассоциаций. Судя по принципу кампании Навальнго, нас ждет не сильно яркое, унылое существование в бетонных коробках. Мы решили кое-что подправить. (Картинки кликабельны)

Так на наш взгляд намного лучше)))). Обращайте внимание. Это очень важно.

 

Где вы ищете дизайнера? Источников масса. Знакомые, подвальные фирмы, брендинговые агентства, профильные сайты. Это не важно. Важно то, КАК вы его выбираете и по каким критериям. Развивайте в себе чувство стиля, не сильно заигрывайтесь со шрифтами и помните, что ваш клиент – это бренд. И его нужно развивать. Пусть и краткосрочно.

 

ТЕНДЕНЦИИ 2015-2016.

ДЕЛЕНИЕ.

Деление плоскости разграничивая четко кандидата и идейное составляющее. Существенно упрощает производство на самом деле, но при верных действиях выглядит целостно.

 

ДИНАМИКА И ЛОГОТИПЫ.

Разработка зонтичных поддерживающих брендов – общественные организации, «Команды»и прочее. «Логотипинг» — большой шаг по пути маркетинговых коммуникаций. Логотип как символ, как эмблема кандидата может универсально использоваться на абсолютно любых платформах и носителях. Динамика в макетах. Достигается путем динамики (наклона и специфичного расположения графических элементов) и своеобразной рифмы в макетах. Отлично выделяет плакаты в общем потоке. Обратите внимание, макет у Милонова очень крутой – сплошная рифма)))))))) Гениально!

 

ГРАДИЕНТЫ И ТЕНИ.

Макеты становятся более динамичным не только в композиции, но и в цветовом исполнении. Появляется текстура, более глубокое цветовое пространство. Некий натурализм в дополнительных графических элементах. Все это добавляет больше эмоциональности макетам.

 

ТЕНДЕНЦИИ 2017-2018

Мы решали взять на себя смелость предсказать тенденции в «политическом дизайне» на будущие пару лет.

Тенденция такова, что с каждым годом съемочный план становится все крупнее. Операторское искусство и режиссура говорит нам, что так называемый крупный и сверхкрупный план – это эмоции. Эмоции зачастую сильнее и крепче логических умозаключений. Плакат 2017-2018 года будет стремиться вызвать эмоции всеми возможными способами.

 

Рамки-кнопки – как аналогия с кнопкой на сайте. Некое побуждение к действию. Нажми на кнопку – получишь результат. Кнопка вообще отличный символ действия.  Разве что в рамку ФИО клиента лучше было бы не помещать.

 

Агитационный плакаты без фотографии кандидата. Существенно усложняет работу агитаторам и технологам, но при правильной постановке усиливает устойчивое восприятие на эмоциональном уровне. НЛП? Уменьшает процент раздражения от непринятия внешности клиента. Если это и появлялось эпизодически в кампаниях, то сейчас это будет появляться осознанно и с определенным умыслом.

 

Обсудить эту статью вы можете здесь.

 

Понравилось? Поделись.

 

Авторы:

Павел Насута /Ноябрьск/ Дизайнер, маркетолог, член ассоциации телевизионных дизайнеров россии (BDA) Email: pavelnasuta@gmail.com

Кирилл Истомин /Салехард/ Политолог, член РАПК Email: istomin.k@bk.ru